Продольные реданы

Гидродинамический эффект от продольных реданов проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, реданы отсекают воду от днища катера, уменьшая его смоченную поверхность. Во-вторых, на них создается дополнительная подъемная сила, что вместе с первым фактором способствует повышению качества корпуса. В-третьих, с помощью продольных реданов можно получить оптимальную глиссирующую ширину днища и коэффициент удельной нагрузки СB.

Положительные свойства продольных реданов начинают проявляться лишь на достаточно высоких скоростях — при Fr > 4. На малой скорости (или при разгоне катера) сопротивление воды вследствие увеличенной смоченной поверхности днища с реданами оказывается выше, чем у катера с гладким днищем.

Эффективность реданов зависит от того, коснутся ли отраженные их кромками струи воды участков днища, расположенных к борту от редана. Это обусловливается крутизной боковых стенок волновой впадины, которая образуется при глиссировании плоской или килеватой пластины.

У боковых кромок плоской пластины, где скорость поперечного растекания воды невелика, эти стенки практически вертикальны — вода под действием перепада давлений у скул резко поднимается вверх. У кромок килеватой пластины скорость поперечных потоков высокая, поэтому струи вырываются здесь под углом к вертикали, причем, чем больше угол килеватости днища, тем отклонение от вертикали больше. При килеватости около 20° угол наклона стенок впадины оказывается почти равным этому значению.

Волновые стенки-валики впадины у плоскодонного корпуса (а) и корпуса с повышенной килеватостью днища (б).
Справа показанодействие продольного редана.

 

Близкие к оптимальным размеры поперечного сечения реданов для днища с килеватостью 20—23° приведены на рисунке ниже, при меньшей килеватости высоту реданов рекомендуется увеличить; при килеватости менее 10° использовать их нецелесообразно.

Продольные реданы: а - схема расположения реданов по ширине катера; б - вид на днище катера без реданов; в - действие реданов на том же днище. 1 - поверхности днища, не смачиваемые водой; 2 - скуловой брызгоотбойник; 3 - продольные реданы; 4 - поперечный поток воды; 5 - смоченный участок днища.

 

Продольные реданы по всей длине корпуса — от форштевня до транца следует применять, если только можно рассчитывать на глиссирование корпуса на данной ширине. В противном случае реданы в кормовой части днища только увеличивают сопротивление воды. Обычно до транца доводят лишь крайние к скуле реданы, а остальные, которые эффективно работают в районе встречи днища с водой на полном ходу, обрывают на том или ином расстоянии от транца.

На мотолодках, имеющих малую килеватость днища и скорость менее 40 км/ч, можно устанавливать короткие (по 0,5—0,8 м) реданы-брызгоотбойники в зоне интенсивного образования брызг — носовой части корпуса. Реданы должны иметь близкое к треугольному поперечное сечение с горизонтальной нижней гранью. Желательно, чтобы переход от поверхности днища к рабочей грани редана был плавным, а свободная кромка угла — острой. На деревянных лодках реданы часто делают из твердых пород дерева или прикрепляют к их рабочим кромкам металлические полосы.

В средней части корпуса и корме реданы располагают параллельно килю. В носовой части их лучше немного свести к форштевню (в плане), чтобы избежать слишком крутого подъема вверх (на боку); в противном случае при всходе корпуса на волну реданы оказывают тормозящее действие.

На каждую половину днища обычно устанавливают по ава (при ширине катера 1,4—1,6 м) или три (при ширине 2—2,5 м) редана. Положение крайних к скуле реданов определяется расчетом в зави­симости от скорости и нагрузки катера.

Продольные реданы повышают остойчивость катера, умеряют бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене дополнительная подъемная сила, возникающая на реданах накренённого борта, препятствует дальнейшему увеличению крена. Еще один положительный эффект: продольные реданы существенно повышают устойчивость лодки на курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых вертикальных граней реданов, которые при боковом смещении корпуса (дрейфе) на повороте от ветра или волны действуют подобно килю.

В то же время продольные реданы дают и негативный эффект на высокоскоростных катерах при плавании на волне. При встречной волне корпус получает жесткие удары вследствие концентрации давления на плоских поверхностях реданов.

 

Статья носит информационо-справочный характер и подготовлена по
материаллам справочной литературы.
Источник: www.boats-master.ru
При перепечатке, ссылка на источник обязательна


Опубликована |2010-08-09| Автор: По материалам справочников Количество просмотров: 4522


Комментарии:

Комментарий добавил(а): Михаил
Дата: 2012-02-26 22:05:51

доведенный до кормы редан рассположенный ближе к скуле на больших скоростях выводит лодку в режим дельфинирования в следствии чего теряется скорость




Добавить комментарий:

Ваше имя:

Комментарий:

Введите сумму чисел с картинки (проверка от автороботов):